Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.
Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.
Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Что же такое графомоторные навыки?
Графомоторный навык — это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап — развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:
• пальчиковую гимнастику;
• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);
• лепить из пластилина или соленого теста;
• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;
• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;
• собирать пазлы, мозаику;
• конструировать из кубиков, а также лего;
• раскрашивать раскраски;
• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:
1. ориентировку в собственном теле;
2. ориентировку в окружающем пространстве;
3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.
На этом этапе можно использовать следующие упражнения:
• конструирование, выкладывание сериационных рядов;
• пальчиковые игры;
• штриховки;
• выкладывание букв и цифр из других предметов;
• работа с мелкими предметами;
• лепка;
• аппликация;
• рисование и т. д.
Третий этап — направлен на развитие графомоторных навыков.
1. Развитие зрительного гнозиса:
• контурные изображения предметов
• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.
• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.
• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза;
3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Четвертый этап по развитию графомоторных навыков — изобразительно- графические способности:
Развитие графомоторных навыков.
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование узоров и орнаментов,
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов разной сложности.
Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно — двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.
При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Благодаря такой работе можно решить важные задачи:
1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;
2. Подготовить к овладению навыком письма.
Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Список использованных источников:
1. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ).
2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. 71 с