Бытует мнение, что к логопеду ребенка надо приводить на прием годам к пяти, но такой подход совершенно неправильный. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью.
Если беременность и роды прошли хорошо, ребенок здоров физически и развивается без отклонений, понимает обращенную к нему речь, то, скорее всего, причин для беспокойства нет. Если же у мамы во время беременности или родов были осложнения — например токсикозы, инфекционные заболевания, асфиксия, — то развитие речи находится в зоне риска. Есть и другие сигналы, на которые нужно реагировать: например, нарушение рефлексов новорожденных, отсутствие гуления и лепета. При наличии этих признаков нужно обратиться к невропатологу и ЛОР – врачу. Диагностика только у одного специалиста будет не полной и не покажет полной картины нарушения, следовательно, не даст возможности адекватно ее устранить.
Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Просмотр мультиков, видеороликов в ютуб, тикток, не только не помогают формированию речи, но и мешают ее развитию. На начальных этапах ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста, как правило, не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи может не только запаздывать, но и нарушиться. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. Диагноз ЗРР ставится обычно детям до 3-х лет. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть этот предмет, но и трогать, нюхать, щупать его!
Даже если вы молчаливы от природы – старайтесь все равно говорить с малышом. Важно не говорить в пустоту, озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас.
Если ваш малыш еще только лепечет, или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию, мимику. Проводите больше времени на свежем воздухе, следите за питанием и не забывайте читать. Обязательно – радоваться его успехам и адекватно хвалить! Удачи, сил и вдохновения.
Ваш логопед, Ефимова Любовь Ивановна