Готовность ребенка к поступлению в дошкольное учреждение представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.
Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к поступлению в дошкольное учреждение, необходимо рассмотреть детей четвертого года жизни через призму кризиса 3 лет.
В детской психологии принято выделить: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис подростковый (12-14 лет) кризис юности (17-18 лет). С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.
Во-первых, следует отметить неопределенность, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и воспитателей, ребенок становится совершенно другим.
В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. По мнению ряда авторов, в эти периоды ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к игрушкам, играм, нарушаются сложившиеся формы общения с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные раннее.
В-четвертых, в кризисные периоды всякий ребенок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные, стабильные периоды. Протекают по-разному у разных детей: у одних — сглажено, почти незаметно, у других — остро
Кризисы, в их негативном понимании, не являются обязательными спутниками психического развития. А.Н. Леонтьев писал: «Неизбежны не кризисы, как таковые, а переломы, качественные сдвиги в развитии…Кризисов совсем не может быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием.»*
Период, когда ребенок впервые должен пойти в дошкольное учреждение совпадает с проявлением кризиса 3 — х лет. Это тяжелое испытание, как для ребенка, так и для его родителей. До трех лет ребенок, находящийся в окружении своих родных людей, ребенка резко определяют в новую для него среду, с новыми людьми. Необходимо очень осторожно и внимательно отнестись к этому периоду в жизни ребенка.
Чем же характеризуется кризис 3- летних детей?
Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постепенно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношении с взрослыми (и никогда со сверстниками). Л. С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает семь характеристик кризиса 3 лет, так называемое «семизвездие кризиса».
Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания, так как в последнем случае ребенок отказывается выполнять требования взрослого потому, что он не хочет, делать чего-либо или не хочет в это время заниматься чем-то другим. Мотив непослушания — нежелание выполнять предложение взрослого. Мотив негативизма — отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания
В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.
То, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.
Вторая характеристика кризиса 3 лет- упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то, не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что, он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремится что-либо сделать или получить какую-то вещь, потому, что это ему интересно. Мотивом упрямства и отличием от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребенок поступает, таким образом, потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Третий симптом, наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях, и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности, в желании все делать самому приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с взрослыми. В этом случае говорят о протесте — бунте. В семьях с единственным ребенком может появится деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, подчиняет своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в формеревности к другим детям. Деспотизм и ревность имеют одну и ту же психологическую основу — детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. То, что было привычно, интересно, дорого раньше, обесценивается для ребенка. Он может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка.
В возрасте от трех до семи лет ведущей деятельностью ребенка считается игра. Абсолютно все, что произвело на него впечатление в повседневной жизни (семейные события и дела взрослых, работа разных механизмов и поведение животных, а также то, что читают, рассказывают, показывают по телевизору), дошкольник включает в эти свои придуманные ситуации, то есть в игру.
Существенное приобретение кризиса 3 — х лет самостоятельная сюжетная (режиссерская) игра. Это такая игра, в которую играют в одиночку с маленькими игрушками. В этой игре ребенок не берет на себя никакой роли — он хозяин, режиссер. Режиссерская игра — это создание и обыгрывание ситуаций. У трехлеток начинается рассвет такой игры. Сюжеты усложняются, героев становится больше. Ребенок говорит и действует за всех героев один.
В режиссерской игре у ребенка младшего дошкольного возраста развивается новый, исключительно важный вид речи — так называемая эгоцентрическая речь. Малыш проговаривает частью громко, частью шепотом, частью про себя весь ход игры, все слова и действия, а так же все свои соображения по этому поводу. Эгоцентрическая речь — является основой для внутренней речи, которая у старших детей и взрослых является необходимым средством речевого мышления. Без эгоцентрической речи не может быть появление абстрактного, теоретического мышления.
На основе сюжетно — ролевой игры появляется игра с правилами. Игра с правилами — это вроде бы игра, но уже не совсем. Игра с правилами больше похожа на игры взрослых или даже не на игры, а просто на всякие взрослые дела, регулируемые правилами. Ведь от умения принять правила и действовать в соответствии с ними во многом зависят вполне серьезные взрослые вещи.
Итак, психологический смысл критических (переходных) возрастов и их значение для психического развития ребенка заключается в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меняется отношение к себе и другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание. Изменяются не только отдельные психические функции и процессы, но и перестраивается и функциональная система сознания ребенка в целом. Появление в поведении ребенка симптомов кризиса свидетельствует о том, что ребенок перешел на более высокую возрастную ступень.
Кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика кризиса — это оборотная сторона важных изменений детской личности, которые составляют основу дальнейшего развития. Кризисы проходят, а эти изменения (возрастные новообразования) остаются.