Цель: значение театра в жизни ребёнка,
руководящая помощь взрослого.
Задачи:
1. Познакомить родителей, педагогов с театрализованной деятельностью и ее
значением для развития ребенка.
2. Показать какое огромное влияние театрализованная деятельность оказывает на
раскрытие творческого потенциала ребенка.
3. Научить ориентироваться в направлениях работы по театрализованной
деятельности.
Театр – это волшебный мир! Он
дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов
Театрализованная деятельность в детском саду
-Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Дети учатся замечать
в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный
образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное
мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,
неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Значение театрализованной деятельности
В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
— сформировать правильную модель поведения в современном мире;
— повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
— совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
— дает элементарные представления о видах театра;
— совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
— творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
— развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Основные направления работы с детьми
Театральная
игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.
Развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание,
память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности
телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи:
Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию
движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию,
чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и
стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями и
профессиональной терминологией театрального искусства, с его особенностями и
видами театрального искусства; с основами актерского мастерства; с культурой
зрителя.
Задачи:
Познакомить детей с театральной терминологией, с основными
видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к
рождению спектакля.
Задачи:
Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
Младшая группа
В возрасте 2 — 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом.
Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя.
Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным.
С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы.
Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно.
Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.
Средняя группа
Ребёнок
постепенно переходит:
— от игры » для себя » к игре, ориентированной на зрителя;
— от игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс и
результат;
— от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в
группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие,
подчинение, управление);
— от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного
образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли
движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать
пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей
расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
— многоперсонажные игры — драматизации по текстам двух – трёх — частных сказок
о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
— игры — драматизации по рассказам на тему » Труд взрослых»;
— постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и
импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Старшая группа
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства.
Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.)
Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.
В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры — беседы, викторины.
Знакомство с
различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений,
овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра — драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для
зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи — куклы,
послушные ребёнку.
Это требует от
него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети
продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра:
настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги,
выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и
проведение спектакля, но и последующая работа.
Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.
В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты — им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
— нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
— знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
— давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
— проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки в решение познавательных задач.
Формы работы
— Театральные игры
— Речевые игры
— Ритмопластика
— Инсценировка песен, попевок, хороводов
— Использование различных видов театра
— Драматизация сказок
— Посещение театров;
— Взаимодействие с родителями
Виды театра в детском саду
— бибабо
— настольный театр
— книжка-театр
— театр пяти пальцев
— театр масок
— театр ручных теней
— пальчиковый теневой театр
— театр «живых» теней
— магнитный театр
— марионеточный театр
— театр на фланелеграфе
Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.