Христофорова Анна Александровна

Образование высшее, 2002г. ЯГУ, г. Якутск, «Преподаватель якутского языка и национальной культуры». Проф. переподготовка, 2018г. ФГАОУ ВО СВФУ, г.Якутск, «Воспитель ДОУ»

Повышение квалификации«ИРОиПК имени С.Н. Донского-II» , г. Якутск, «технология образовательных программ «Первые шаги» И ПМК «Мозаичный парк», 72ч, 2019г.

Общий стаж — 7 лет, по специальности — 3 года.

Документация

Кто такой тьютор?

Это  педагог, главная цель которого помочь ребенку научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей. Тьютор стремиться научить ребенка свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать свои возможности, находить недостающие ресурсы для достижения своих целей.

Тьютор – это человек, который очень аккуратно идет рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную минуту, и отходя в сторону, когда ребенок может справиться сам. Тьютор создает в  детском саду такую ситуацию своего взаимодействия с ребенком, чтобы особый ребенок  сам осознавал свой интерес, и сам понимал, чего он хочет добиться

Цели деятельности:

Успешное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в среду детского сада и те виды деятельности, которые он организует

Задачи тьютора:

  • сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
  • подготовка  условий для образования особого ребёнка в системе МБДОУ ЦРР- детский сад№7 «Остров сокровищ»;
  • занятия с ребёнком по   формирования личностных компетенций;
  • партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных  материалов;
  • правовая и образовательная поддержка  семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах,

индивидуальное сопровождение ребёнка освобожденным педагогом на развлечении.

         Тьютор в нашем детском саду

В нашем детском саду тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор не исправляет, а направляет; не указывает на ошибки, а дает состояться ошибкам под своим присмотром и помогает с ними справиться, ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал со своим «наставником».

А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо: ребенок плохо видит, нуждается в физической помощи из-за нарушений опорно-двигательного аппарата, ребенок частично не может себя обслуживать, либо же у ребенка не сформированы механизмы саморегуляции (малыш не может сам успокоиться, не может уснуть, либо наоборот  с огромным трудом просыпается).Эти  дети могут успешно воспитываться в детском саду вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности и поможет в трудный момент.

Советы для родителей воспитывающих детей с ОВЗ

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

1.                 Преодолевайте страх и отчаяние.

2.                 Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3.                 Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться  с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО!!!

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация — это приспособление организма к существующим условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам дея-тельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д.

В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому саду. Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша. Воспитателям полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а ответственная позиция родителей ребенка, поможет своему малышу плавно «влиться» в новую атмосферу ДОУ. Со стороны родителей необходимо проводить очень большую подготовительную работу и активно участвовать в решении проблем адаптационного периода.

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Чем младше ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке, а если это ещё и ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Многое зависит от особенностей его нервной системы. Зачастую эти дети не владеют еще речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для того проявления эмоций нет. Ребенок капризничает, временно нарушается сон, пропадает аппетит, – все это проходит через две-три недели, а порой затягивается и месяцами, но каждый родитель совместно с педагогом стремится сократить сроки адаптации до минимума. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу и в группе, и в квартире, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищенно, где мог бы проявлять творческую активность.

Советы родителям:

— больше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;

— старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.).

— в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.

Рекомендации родителям детей с ОВЗ с тяжелой степенью адаптации:

1. Приводите детей в детский сад кто-то один (мама, папа, бабушка). Так ребенок привыкнет расставаться.

2. Не обманывайте ребенка, забирайте ребенка во время, как и обещали.

3. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, напоминающие о доме.

4. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

5. Чаще обнимайте своего малыша, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

6. Чаще говорите ребенку о том, что вы его любите.

7. По возможности расширяйте круг общения ребенка, помогите преодолеть ему страх перед незнакомыми детьми: обращайте внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывайте положительное отношение к ним.

8. Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

9. Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.

10. Не допускайте высказываний сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в детский сад, не обсуждайте свои опасения, а тем более работу воспитателей и ваши с ними взаимоотношения при ребенке.

11. Расскажите воспитателям своей группы об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

12. В первые дни посещения детского сада не опаздывайте, забирайте ребенка вовремя.

13. Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, которая поможет от-влечь ребенка от расставания с вами, а также обеспечит психологический ком-форт вашему малышу в группе.

14. Возможно, после неоднократного посещения детского сада вы вдруг заметите, что ребенок стал раздражительным, капризным и агрессивным – это нормальная реакция ребенка на привыкание к новым условиям. Здесь понадобится ваше терпение, понимание данной проблемы и забота о малыше со всей ответственностью, серьезностью и трудолюбием.

Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!