Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Наша цель это взаимодействия музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостном образовательном процессе детского сада.

Наши задачи музыкального воспитания детей, решаемые воспитателем:

1. Оказание помощи в процессе проведения музыкальных занятий, петь и      двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

     2.Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3.Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

4.Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

     Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

     В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

     Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия: если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

    При проведении музыкально — ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В  старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это  ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

     Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

 1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —

 упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

 или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Роль воспитателя на празднике.

  1. Непосредственно участвует в разработке сценария, готовят поэтический материал.
  2. оказывает помощь музыкальному руководителю в изготовлении атрибутов, костюмов
  3. украшает зал вместе с музыкальным руководителем.
  4. разучивает с детьми роли, стихи, контролируя правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  5. обеспечивает перед утренником праздничную атмосферу: ребенок нарядно одет, в подходящей обуви, встречает детей в приподнятом настроении.
  6. движения танцев, хороводов выполняет вместе с детьми
  7. поет песни с детьми (в младших группах, в речевых группах)
  8. ведущий воспитатель произносит текст эмоционально, громко, внятно.
  9. при перестроении детей, руками их не трогает.
  10. после утренника убирает на место все атрибуты.

Роль воспитателя в режиме дня.

  1. разучивает движения с отстающими детьми, напевая мелодию
  2. обучает игре на музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок)
  3. привлекает детей к творческим играм
  4. углубляет музыкального впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  5. включает знакомые детям движения. Песни, хороводы, музыкальные игры, пьесы на других НОД
  6. развивает у воспитанников, чувство ритма, мелодический слух в процессе проведения дидактических игр.
  7. организовывает трудовую деятельность детей по обогащению музыкальной среды.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит:

От компетентности взрослого

Его доброжелательности

Заинтересованного отношения к детям

Ребенок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

admin
eliapirojok@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *