Положение
о системе внутреннего мониторинга качества образования
в МДОБУ ЦРР – Д/с№7 «Остров сокровищ»
ГО «город Якутск»
Якутск 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального дошкольного образовательногобюджетного учреждения «Центр развития ребенка — Детский сад № 7 «Остров сокровищ» городского округа «город Якутск» (далее ДОУ) в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Федеральный государственный образовательный стандарт ДО приказ Минобрнауки РФот 17.10.2013 №115.
1.2. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, примерное содержание и способы осуществления внутреннего мониторинга.
1.3. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах воспитательно-образовательного процесса для эффективного совершенствования системы управления образования в ДОУ.
1.4. В рамках мониторинга могут проводиться исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно-образовательного процесса.
1.5. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.6. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Цель, задачи и направления мониторинга
2.1. Целью организации мониторинга является анализ исполнения законодательства в области образования и качественная оценка воспитательно-образовательной деятельности, условий развивающей среды ДОУ для определения факторов, а также своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ.
2.2. Задачами внутреннего мониторинга качества образования являются:
- получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в ДОУ,тенденциях его изменения и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования;
- организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии динамике показателей качества образования;
- предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности при необходимости достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии
таких решений - выявление возрастной динамики процесса формирования интегративных качеств дошкольников, обеспечиваемой образовательными условиями ДОУ;
- определение типичных недостатков в овладении деятельностью, позволяющих корректировать используемые методики дошкольного образования;
- определение дальнейшей индивидуальной траектории развития детей в условиях ДОУ.
- прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
2.3. Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами ДОУ.
Направлениями мониторинга могут быть:
— реализация базовых и парциальных учебных программ (в том числе дополнительного образования);
— уровень физического и психического развития воспитанников;
— состояние здоровья воспитанников;
— адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
— готовность детей подготовительных групп к школе;
— эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ;
— уровень профессиональной компетентности педагогов;
— предметно-развивающая среда;
— материально-техническое и программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
— удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОУ услуг;
3.Организация мониторинга
3.1. Мониторинг осуществляется на основе ООП ДОи годового плана ДОУ.
3.2. Состав мониторинговой группы и её руководитель определяется и утверждается приказом заведующей ДОУ, который издается не позднее, чем за 2 недели до начала мониторинга.
Зам.зав. по ОВР: Ответственный за отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса в дошкольном учреждении государственным стандартам; качества реализуемой программы воспитания и обучения детей и ее выполнение; взаимоотношения взрослых и детей; предметно-развивающей среды; а также других показателей качества образовательного процесса в ДОУ: уровень развития детей в разных видах деятельности в соответствии с установленной «зоной ближайшего развития» каждого ребенка, готовность его к обучению в школе и др.).
Старшая медсестра:Ответственный за отслеживание состояния, положительных и отрицательных тенденций здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; выявление факторов, отрицательно влияющих на самочувствие и здоровье детей и др.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе–Ответственный за мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Психолог:Ответственный за систему информационного сопровождения образовательного процесса, основанной на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребенка; слежение за системой коллективно-групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в ДОУ.
Учитель – логопед: Ответственный заобследование речи воспитанников, посещающих ДОУ, и выявление детей, имеющих нарушения речи; а также, за систему информационного сопровождения образовательного процесса, основанной на изучении речевого развития детей дошкольного возраста4
Воспитатели: Ответственные за наблюдение и обследование развития
3.3. Проект плана-задания к мониторингу составляется руководителем мониторинговой группы, в котором указываются направления деятельности, методы мониторинга, сроки выполнения и формы отчетности, распределяются обязанности между членами группы.
3.4. План-задание утверждается заведующей ДОУ.
3.5. В работе по проведению мониторинга качества образования используются следующие методы:
— наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта);
— эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений);
— беседа;
— опрос;
— анкетирование;
— тестирование;
— анализ продуктов деятельности;
— сравнительный анализ.
3.6. Требования к собираемой информации:
— полнота;
— конкретность;
— объективность;
— своевременность.
3.7. Формой отчета руководителя мониторинговой группы является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга.
3.8. По итогам мониторинга проводятся заседания Педагогического Совета, производственные собрания, административные и педагогические совещания.
3.9. По результатам мониторинга заведующая издает приказ, в котором указываются:
— результаты мониторинга;
— управленческое решение по его результатам;
— назначаются ответственные лица по исполнению решения;
— сроки проведения контроля;
— сроки устранения недостатков;
— поощрение работников по результатам мониторинга.
3.10. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году.
Приложение № 1
к положению о мониторинге качества
предоставляемых в ДОУ услуг
Примерный план-график
мониторинга качества предоставляемых в ДОУ услуг
Параметры
мониторинга. |
Критерии качества реализации ОП. | Средства диагностики достижения ожидаемых результатов | Сроки мониторинговых исследова-
ний |
Ответственные |
|
Усвоение дошкольниками знаний, умений по разделам программы:
|
Диагностическая карта усвоения детьми ЗУН. Контрольные срезы. Анализ результатов продуктивной деятельности детей. Анализ проведения утренников, развлечений. Диагностические карты наблюдений за: — уровнем освоения основных видов движений Контроль за соблюдением режима двигательной активности, моторной плотности на занятиях по физической культуре. |
Сентябрь, май.
|
Воспитатели Зам. зав. по ОВР Муз. руководитель |
1. Подготовка к обучению грамоте, ЗКР
2. Русский язык 3. Физическая культура
|
Диагностическая карта усвоения детьми ЗУН.
Диагностические карты по усвоению детьми основных физических упражнений, движений и качеств |
Сентябрь, май
|
Воспитатели
Инструктор по физической культуре |
|
Совместная деятельность с детьми | Игровая деятельность | Диагностические карты наблюдений за игровой деятельностью | Сентябрь, май
|
Воспитатели |
Реализация парциальных, дополнительных программ | Реализация принципов отраженных в программе, а также его содержания | Диагностическая карта усвоения детьми ЗУН.
Наблюдение |
Сентябрь, май
|
Воспитатели,
специалисты, Зам. зав. по ОВР
|
Готовность детей к обучению
в школе. |
Особенности тонкой моторики и произвольного внимания.
Сформированность графических навыков. Произвольная регуляция деятельности. Сформированность пространственных представлений. Общий уровень развития. |
Диагностическая карта усвоения детьми ЗУН.
Программа обследования «Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения» Индивидуальное обследование детей. |
Октябрь, апрель- май
|
Педагог-психолог Воспитатели подготовительных групп |
Эмоциональное
благополучие детей
|
Уровень адаптации детей к условиям ДОУ. | Адаптационный лист. | Сентябрь-декабрь | Воспитатели
Педагог-психолог |
Анкетирование родителей. | Декабрь
|
Педагог-психолог
|
||
Карта наблюдений за уровнем адаптации ребенка в группе. | Февраль
|
Педагог-психолог
|
||
Речевое развитие детей | Уровень речевого развития детей, выявление детей, имеющих речевое нарушение | Программа
логопедического обследования
|
Сентябрь – май | Учитель – логопед |
Состояние здоровья детей |
|
анализ заболеваемости воспитанников | Ежемесячно | Старшая медсестра
Инструктор ФИЗО Воспитатели |
|
||||
анализ распределения детей по группам здоровья | ноябрь | |||
|
— обследование физического развития детей;
— антропометрическое измерение; — анализ соматического состояния воспитанников — Диагностическая карта усвоения детьми ЗУН.
|
Сентябрь-май | ||
Удовлетворен-ность родителей качеством воспитательно-образовательного процесса | Уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг | Анкетирование родителей.
|
Сентябрь май | Заведующая Зам. зав. по ОВР
|
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ | Уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ | Диагностика уровня профессиональной компетентности | май | Зам. зав. по ОВР
|