Пишите, чтобы быть понятым, говорите, чтобы быть услышанным, читайте, чтобы расти

Л.К. Пауэлл

Добрый день, дорогие родители! Добро пожаловать на мою страничку! Я Ефимова Любовь Ивановна, учитель-логопед подготовительных групп. Здесь находятся документы, фото и письменные консультации для Вас. В скором времени будет готов мой сайт, ссылку к нему я приложу сюда:)

Ссылка на сайт: 

https://lefimova28.wixsite.com/mysite

Немного про меня:

Образование высшее СВФУ ФГАОУ «Учитель-логопед». Категория первая , 06.03.2018г.

Достижения и поощрения: Благодарность Якутской городской Думы за вклад в развитие системы дошкольного образования на территории городского округа «город Якутск».

Повышение квалификации:

ЧОУ ДПО  «ЛОГОПЕД=ПРОФИ», «Ранний возраст: актуальные вопросы дифференциальной диагностики проблем и коррекции нарушения развития. Содержание психолого-педагогической и логопедической коррекции » 72 ч. г. Санкт-Петербург, 2019г.

Общий стаж — 15 лет, по специальности — 10 лет.

Документация

Музыка и речь

Очень важно развивать в детях эстетический вкус, развивать восприятие музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость, чувство ритма и интонацию. Ведь связь музыки и речи заложена самой природой. Я предлагаю Вашему вниманию список замечательных мультфильмов. Приятного просмотра:)

«Сказки старого пианино…»
Цикл мультипликационных фильмов, знакомящих детей с биографиями и творчеством великих композиторов. МУЛЬТФИЛЬМЫ познакомят вас с творчеством: В. А. МОЦАРТА, Л. В. БЕТХОВЕНА, К. ДЕБЮССИ, П. И. ЧАЙКОВСКОГО, С. В. ПРОКОФЬЕВА, Д. ГЕРШВИНА, Ф. ШОПЕНА, И. С. БАХА, А. ВИВАЛЬДИ, М. И. ГЛИНКИ, И. ШТРАУСА.

ссылка — https://vk.com/wall-2756772_192127

«Видеть музыку» (мультфильм об инструментах симфонического оркестра)

Мультфильм, который в увлекательной форме познакомит детей с инструментами симфонического оркестра, их строением и звучанием.
И все это сопровождается музыкой великих композиторов — Паганини, Баха, Моцарта, Бетховена и Чайковского.

ссылка — https://vk.com/wall-2756772_192124

Наши занятия

Тетради домашних заданий для закрепления поставленных звуков можно скачать здесь:

Карточки для автоматизации звуков

Консультации для родителей

Сентябрь

Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и  речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3.  Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.                                                                                                                                                                           Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем  системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Октябрь

Правила выполнения артикуляционных упражнений

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Так, детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

Статистические – связанные с удержанием определённой артикуляционной позы;

Динамические– требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Артикуляционную гимнастику выполняют следующим образом:

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Ноябрь

Как проявляется нарушение слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.

Проблема может проявляться в следующем:

  1. Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
  3. Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
  4. Уподобление слогов.
  5. Устойчивое повторение.
  6. Предшествующие звуки заменяются последующими.
  7. Смешение элементов слова.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

  • уточнение артикуляции сохранных звуков;
  • проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
    гласный + гласный (ау, уа, иа)
    согласный + гласный (ба-ба-ба)
    гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
    гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
    согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
    гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
    гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)
  • проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).
  3. Односложные слова (лук, кот).
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).
  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).
  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).
  14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).

Декабрь

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т.к. мозг напрямую связан с работой пальцев.  К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно.

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). «Пальчиковая гимнастика» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *